Основные феномены человеческого бытия

Паскаль, — но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной — достаточно дуновения ветра, капли воды. Человек — существо, которое сознает свое место во Вселенной, и пока жив, сохраняет это сознание. Вся последующая философия была буквально пропитана этой мыслью Анаксимандра — ни Платон, ни Аристотель, ни Плотин не смогли бы без нее ничего создать. Наше сознание не хочет принимать неизбежности смерти. В своих упованиях, надеждах, мечтаниях каждый из нас как бы ставит себя над ними, побеждает их. И тем ненавистнее становятся для современного человека фактологичность и необходимость смерти, сохранившей и перед лицом науки свой священный ужас и свою тайну. Дисгармония культурного сознания достигает максимума. Человек жаждет уверовать в то бессмертие , во что он уверовать уже не в силах, ибо власть научных истин над ним слишком велика.

Феномены бытия человека (свобода, смысл жизни, любовь, смерть и др)

Помощь в написании работы, которую точно примут! Введение Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.

этом все трагические моменты человеческого бытия в контексте медийной культуры приобретают . «Феномен страха в социально-нравственной теории С. А. Левицкого» Гримак Л.П. Общение с собой. Начала.

Гараджи Бытийный смысл и строй человеческой игры Разломленность человеческого бытия на фрагментарные формы жизни, мужскую и женскую, есть нечто большее, нежели случайные биологические состояния, нежели чисто внешняя обусловленность психофизической организации: Каждый из нас выступает одновременно личностью и носителем пола, индивидом лишь в пространстве рода, каждый из нас лишен другой половины человеческого бытия, лишен в такой степени, что именно эта лишенность и порождает величайшую и могучую страсть, глубочайшее чувство, смутную волю к восполнению и томление по непреходящему бытию -- загадочное стремление обреченных на смерть людей к некоей вечной жизни.

О том, как Эрос в своей последней смысловой глубине отнесен к бессмертию смертных, Платон высказывает в"Пире" устами пророчицы Диотимы: К тому, что без труда дается бессмертным богам в их самодостаточности, стремятся смертные люди, которые не в состоянии уберечь свое бытие от разрушительной силы времени, -- и они почти обретают вечность в объятии. Возможно, доставляемое Эросом переживание вечности содействовало выработке человеческого представления о вечности и бессмертии богов, содействовало возникновению понятия бытия, разделившего смертное и бессмертное: Возможно, в человеческой любви коренится та поэтическая сила, что создала миф, и тогда Эрос на самом деле оказался бы старейшим из богов.

Все рассмотренные до сих пор основные экзистенциальные феномены суть не только существенные моменты человеческого бытия, но также и источник человеческого понимания бытия, не только онтологические структуры человека, но и смысловой горизонт человеческой онтологии.

Основные феномены человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть

Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей. Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе.

Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования. Особенности конституции и темперамента, спектр психических задатков и способностей, склонность к тем или иным заболеваниям -составляют перечень лишь основных, но достаточно существенных для личности характеристик, предзаданных природой.

го бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного иссле- Сами экзистенциалы как феномены человеческого бытия рассматри- постоянное, повседневное, - осознаваемое или нет - общение, от рождения.

Гараджи Бытийный смысл и строй человеческой игры Разломленность человеческого бытия на фрагментарные формы жизни, мужскую и женскую, есть нечто большее, нежели случайные биологические состояния, нежели чисто внешняя обусловленность психофизической организации: Каждый из нас выступает одновременно личностью и носителем пола, индивидом лишь в пространстве рода, каждый из нас лишен другой половины человеческого бытия, лишен в такой степени, что именно эта лишенность и порождает величайшую и могучую страсть, глубочайшее чувство, смутную волю к восполнению и томление по непреходящему бытию -- загадочное стремление обреченных на смерть людей к некоей вечной жизни.

О том, как Эрос в своей последней смысловой глубине отнесен к бессмертию смертных, Платон высказывает в"Пире" устами пророчицы Диотимы: К тому, что без труда дается бессмертным богам в их самодостаточности, стремятся смертные люди, которые не в состоянии уберечь свое бытие от разрушительной силы времени, -- и они почти обретают вечность в объятии. Возможно, доставляемое Эросом переживание вечности содействовало выработке человеческого представления о вечности и бессмертии богов, содействовало возникновению понятия бытия, разделившего смертное и бессмертное: Возможно, в человеческой любви коренится та поэтическая сила, что создала миф, и тогда Эрос на самом деле оказался бы старейшим из богов.

Все рассмотренные до сих пор основные экзистенциальные феномены суть не только существенные моменты человеческого бытия, но также и источник человеческого понимания бытия, не только онтологические структуры человека, но и смысловой горизонт человеческой онтологии. Тот род и способ, каким мы понимаем бытие, как мы рассматриваем многообразное сущее, как мыслим себе очертания вещи, делаем различие между безжизненным и одушевленным бытием, между видами и родами разнооформленных вещей, как мы толкуем сущность и существование, различаем действительность и возможность, необходимость и случайность и тому подобное -- все это определено и обусловлено своеобразием нашего разума, структурой познавательной способности.

Но ведь наш разум есть разум открытого смерти и смерти предуготовленного существа, разум действующего, трудящегося и борющегося создания, разум преимущественно практический, наконец -- разум творения, раздвоенного на две полярные формы жизни и томящегося по единению, исцелению и восполнению. Наш разум не безразличен по отношению к основным феноменам нашего существования, неизбежно он является разумом конечного человека, определенного и обусловленного в своем бытии смертью, трудом, гподством и любовью.

Конечность человеческого разума постигается недостаточно, когда ее истолковывают в качестве ограниченности, суженности, стесненности, то есть пытаются определить через дистанцию, отделяющую человеческий разум от некоего гипотетического разума божества или мирового духа. Измеренный божественной меркой, человеческий разум оказывается несущественным, убогим, жалким, тусклым огоньком, изгнанным в дальние дали от сияния, озаряющего вселенную.

Разум бога не знает ни смерти, ни труда, ни господства над равным, ни любви как стремления по утраченной другой половине своего бытия.

Основные феномены человеческого бытия: страх, одиночество, ответственность

Бытийный смысл и строй человеческой игры Разломленность человеческого бытия на фрагментарные формы жизни, мужскую и женскую, есть нечто большее, нежели случайные биологические состояния, нежели чисто внешняя обусловленность психофизической организации: Возможно, доставляемое Эросом переживание вечности содействовало выработке человеческого представления о вечности и бессмертии богов, содействовало возникновению понятия бытия, разделившего смертное и бессмертное: Возможно, в человеческой любви коренится та поэтическая сила, что создала миф, и тогда Эрос на самом деле оказался бы старейшим из богов.

Все рассмотренные до сих пор основные экзистенциальные феномены суть не только существенные моменты человеческого бытия, но также и источник человеческого понимания бытия, не только онтологические структуры человека, но и смысловой горизонт человеческой онтологии. Наш разум не безразличен по отношению к основным феноменам нашего существования, неизбежно он является разумом конечного человека, определенного и обусловленного в своем бытии смертью, трудом, гподством и любовью.

Конечность человеческого разума постигается недостаточно, когда ее истолковывают в качестве ограниченности, суженности, стесненности, то есть пытаются определить через дистанцию, отделяющую человеческий разум от некоего гипотетического разума божества или мирового духа.

Душой экзистенциального общения является любовь. Но если любовь, т. е. порождает страх. Феномен страха, как экзистенциала человеческого бы-.

Что же тогда столь сильно трогает, потрясает и поражает зрителей в самое сердце? На чем основывается чарующая, волшебная сила представления, почему мы смотрим затаив дыхание, как представление цареубийства -- игра в игре -- накладывает в шекспировском"Гамлете" чары на игровое сообщество, которое само принадлежит к игровому миру, почему и сами мы оказываемся под властью этих чар? Ведь считается, что игра есть нечто"нереальное", но при этом не имеется в виду, конечно, что игра как играние не существует вовсе.

Скорее, именно потому, что играние как таковое существует, разыгранного им игрового мира нет. Нет в той простой реальности, где развертываются игровые действия, но игровой мир -- вовсе не"ничто", не иллюзорный образ, он обладает приданным ему содержанием, это сценарий со множеством ролей. Нереальность игрового мира есть предпосылка для того, чтобы в нем мог сказаться некий"смысл", затягивающий нечто такое, что"реальнее" так называемых фактов.

Чтобы сохранить выглядывающий из-за фактов смысл, игровой мир должен казаться"ничтожнее" фактов. В нереальности игры выявляется сверхреальность сущности. Игра-представление нацелена на возвещение сущности. Мы слишком привыкли полагать отнесенность к сущности преимущественно в мышлении, в качестве мыслительного отношения к"идее", ко"всеобщему" как инвариантной структуре, виду, роду и т. Единичное лишь несовершенным образом участвует во всеобщности сущности, единичное связано с идеей через участие, , , отделено от непреходящей и постоянной идеи своей бренностью.

Фактическая вещь относится к сущности как экземпляр -- к виду или роду.

404 Э Финк - Основные феномены человеческого бытия

ЗАО Издательский центр"Экономпресс", Аннотация Любовь и смерть, одиночество и общение, игра — феномены, выявляющие таинственность человеческого бытия. Идеи Платона, Сартра, Николая Кузанского, Бахтина, Гадамера, Сковороды, Фрейда, Соловьева, Хайдеггера и других, осмыслявших эти феномены,"звучат" в пространстве одной книги, будто знаменитые мыслители собрались за"круглым столом".

Феномен человека в научном и философском его понимании. В системе человеческого бытия, о приоритете тех или иных ценностных ориентаций. .. разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность традиционно рассматриваемы средство общения и коммуникации, в.

По словам Бердяева, поскольку раньше люди жили в небольшом пространстве, это давало им уют и ощущение защищенности, предохраняло от одиночества. Теперь же человечество постепенно"начинает жить во вселенной, в мировом пространстве с мировым горизонтом", что, несомненно, в ещё больше мере создает чувства одиночества и покинутости. Это действительно так, ведь когда человек понимает, что он тоже часть вселенной огромной и неизведанной, и соотносит себя с ней, волей неволей осознает, какой он маленький и беззащитный.

Человеку достаточного найти несколько точек соприкосновения с интересами другого, общих взглядов на жизнь и чувство одиночества покидает его. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положением дают нам большое утешение". С Одиночеством бороться сложнее, а может и вовсе не стоит. Заключается его смысл в том, что человек понимает: Истина продаётся по цене одиночества.

Вы точно человек?

В этом приближении и вечной возможности, наконец, приблизиться страх раскрывает свой характер угрозы. Не будь страха, человек погиб бы в первый миг своего существования. Более того, он и существует лишь потому, что сам есть страх. В этом смысле человек раскрывается, как человек боящийся. Страх одновременно и опасное, и благодатное достояние человека. Потенциально человек в каждый момент существования отягощен страхом.

феномены человеческого бытия не могут быть предметом. и общение, игра – феномены, выявляющие таинственность человеческого бытия. . мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя.

В этом смысле бытие личности изначально является одиноким, обособленным, даже если сам себя человек одиноким не чувствует подобно тому как Остап Бендер до поры до времени не подозревал, что всю жизнь на его тело давят двести четырнадцать килограммов атмосферного воздуха. Эта изначальная обособленность человеческого бытия представляется экзистенциалистами в двух аспектах, которые можно обозначить как"одиночество-неслиянность" и"одиночество-ответственность". По его мнению, одиночество коренится в самом способе бытия человеческой личности.

Жизнь каждого из нас неотчуждаема, то есть никто не может прожить за меня мою жизнь. Скажем, если у меня болят зубы, невозможно"одолжить" другому хотя бы частицу этой боли; никто не может за меня стать умным; если мой знакомый понимает что-то непонятное мне, я не могу взять его понимание, как какую-то вещь, и переложить в свою голову, а вынужден сделать усилие и понять сам хотя бы и при помощи чьих-то объяснений. Все это означает, что я не в состоянии отдать кому-то мое"я" и не в состоянии присвоить себе ни малейшей крупицы чужого"я".

Одиночество не означает"быть одному - единственному" солипсизм , - как раз единственность не имеет ничего общего с одиночеством. Понятие одиночества предполагает, что"я" существую в мире, что мир есть - минералы, растения, животные, другие люди.

ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Человек - это центр бытия, а бытие является основным понятием философии. Поэтому вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в нашем мире - одна из основных проблем философской мысли. Человек - это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, то есть понятие"человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Человек - это биосоциальное существо, так как он наделен не только биологическими качествами, но и является продуктом общества. Человек - существо, которое сознает свое место во Вселенной, и пока жив, сохраняет это сознание.

В русском языке есть группа слов, обозначающих этот феномен и Страх — фундаментальный спутник человеческого бытия. . форм общения, от группового давления, от порабощенности кошмаром сартровского Другого.

Изначальные, подлинные переживания общности всегда избирательны. Люди, которые нас затрагивают, к которым привязано наше сердце, выделены из огромной безликой массы безразличных нам людей. Неверно, когда социальный мир представляют в виде концентрических колец, полагая внутри наиболее узкого кольца жизненное соединение мужчины и женщины и располагая вокруг семью, родственников, друзей, друзей друзей и т.

Чужие, мимо которых"проходят", образуют столь же элементарную структуру совместного бытия, как и сфера интимности. Последняя сама по себе вовсе не первичнее окружающей все близкое сферы"чужого". Человек, становящийся важным для другого -- как возлюбленный, как дитя, как друг, -- всегда находится"на людях". Безучастно и равнодушно созерцаем мы не трогающую нас игру чужих людей: Совсем другое дело, когда зрители принадлежат к игровому сообществу.

Игровое сообщество охватывает как играющих, так и заинтересованных, соучаствующих и затронутых их игрой свидетелей.

Феномен одиночества: общая характеристика.