Популярное

Страх Если в основе тифоаналитической теории и можно усмотреть некое подобие краеугольного камня, то этот камень имеет самое непосредственное отношение к страху. Можно сказать, что тифоаналитическая теория в буквальном смысле слова базируется на страхе. Этот камень был с трудом добыт в каменоломнях клинического опыта, и теперь ежедневная опора на него на протяжении вот уже нескольких лет позволяет развивать тифоаналитическую теорию и разрешать ее помощью многие до этого запутанные и малопонятные теоретические и практические проблемы. Одной из таких проблем был когда-то сам страх. Привычка по ходу чтения записывать возникающие вопросы на полях книги дает мне теперь возможность проследить ход своих размышлений. Я помню, что эти вопросы мучили меня, и ни экзистенциальная теория, ни психоанализ, ни когнитивно-поведенческая психотерапия, ни я сам не могли тогда вразумительно ответить на них. Теперь можно сказать, что ответы на эти вопросы получены.

Источники страха и психоанализ страха

Концепция Зигмунда Фрейда и отношение к инстинкту смерти современных психоаналитиков До чего нельзя долететь, надо дойти хромая. Изначально для Фрейда существовал только принцип удовольствия , под которым он понимал исключительно сексуальное удовольствие, которым, по его мнению, и руководствуется, сознательно или бессознательно, человек в своей жизни. Агрессию же Фрейд включал в качестве составной части сексуального инстинкта: В этом высказывании Фромм видит сомнения Фрейда, что он всегда колебался в праве признания агрессии в качестве самостоятельного инстинкта.

Фрейд принимается за тематику смерти только десятилетие спустя после публикации упомянутых работ его учеников.

Фрейд в ранних научных трудах интерпретировал страх смерти как производное от тревожности, связанной с разлуко страхом кастрации, .

Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. Все, что биология и судьбы человеческого рода создали в Оно и закрепили в нем,— все это приемлется в Я в форме образования идеала и снова индивидуально переживается им. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеал а самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души. Примером аутоэротической деятельности является сосание младенца, целью которого наряду с пищевым насыщением выступает также получение наслаждения.

Выделяются два вида так понимаемого Б,: В ранних работах Фрейд противопоставлял В. Вынужденный отказ , , англ.

Фрейда Зигмунд Фрейд создал первую всеобъемлющую теорию личности, которая рассматривает структуру и развитие личности, а также предлагает объяснение развития психических расстройств. Причем, созданию своей оригинальной теории Фрейд обязан во многом методу гипноза, который использовал под руководством Й. Последний практиковал гипноз для лечения истерии. Это и были предпосылки идеи бессознательного. Интересно, что в х годах, когда Фрейд создавал свою теорию, он сам, по данным его биографа Джоунса, перенес психоневроз, сопровождавшийся резкими сменами настроения — от восторга и уверенности в себе до депрессии и заторможенности.

Какие книги посоветовать человеку, чтобы уменьшить страх смерти у него Литература Основывается на работах Кьеркегора, Отто Ранка и Фрейда.

Введение психоаналитический страх умирающий Причина и корни страха смерти биологически и культурально детерминированы. С точки зрения сохранения человеческого рода, страх смерти способствует уменьшению случаев неоправданного риска и преждевременной смерти. -- это часть человеческой конституции, необходимая для существования индивида. С одной стороны, страх смерти -- генетически детерминированный инстинкт, а с другой -- плод религиозного и культурального мировоззрения.

Показательно формирование страха смерти у греческого философа Эпикура, описание которой мы находим у А. Сын бедного афинского переселенца, Эпикур провел детство на острове Самос, родине Пифагора. Его мать была заклинательницей злых духов. С детства Эпикур сопровождал мать, когда она ходила по домам, воюя с демонами. Все детство его сопровождал ужас от постоянной близости чего-то зловещего и страх смерти.

Впоследствии, став известным философом, Эпикур писал:

СТРАХ СМЕРТИ это:

Представления о страхе смерти оказались в поле зрения З. Фрейда в связи с обсуждением проблемы табу мертвецов. Согласно некоторым объяснениям, приписывание умершим душам враждебности кроется в инстинктивной их боязни, являющейся результатом страха смерти. Фрейд вновь рассмотрел вопрос об отношении первобытного человека к смерти. Поскольку, как считал основатель психоанализа, бессознательное современного человека относится к смерти точно так же, как относился к ней первобытный человек, то, следовательно, страх смерти присущ и ему.

Фрейд более подробно рассмотрел проблему страха смерти.

Широко известна идея позднего Фрейда о том, что стремление к жизни Страх смерти настолько укоренен и всеохватен, что на отрицание смерти.

Важно понять суть страха. Фрейд выделял несколько видов тревоги: Индивидуальные страхи Психотические страхи. Здесь заложена простая логика: Надиндивидуальные страхи Экзистенциальные страхи. Сюда входит страх смерти. Любые попытки предсказать вероятность смерти обречены. Факторы риска просчитать нельзя:

Тема: Страх смерти. Психологическая помощь умирающим

Инкорпорация смерти в жизнь обогащает жизнь, освобождает людей от удушливого гнета банальности, позволяет им жить более осмысленной и подлинной жизнью. Полное осознание смерти может дать толчок к кардинальным личностным изменениям. В то же время смерть — базисный источник тревоги, ею наполнен наш внутренний опыт, и мы защищаемся от нее посредством ряда личностных динамик. Однако, несмотря на эти более чем достаточные основания, психотерапевты редко говорят о смерти.

Фрейд писал, что с ограничением сексуального удовлетворения «у народов наступает обыкновенно увеличение страха жизни и боязнь смерти».

Источники страха и психоанализ страха Источники страха Причиной возникновения страха перед определенными вещами: Иногда у детей развивается заикание, если ребенок маленький, оно может появиться не сразу, а даже через год, когда он начинает активно учиться разговаривать. Если собака укусила взрослого, то, как правило эпизод проходит менее заметно, но заикание тоже возможно. Другой пример, обратилась к психологу девушка, которая боялась есть.

Сначала она боялась, есть на людях, потом есть вообще. Методом психоанализа долго выясняли и выяснили, что однажды ее вырвала на улице после того как она что то съела. Этот тип страха, который возникает из конкретного факта, лучше всех поддается коррекции. Нередко бывает, взрослые люди не хотят жить вместе, но не разводятся из за детей. Это порождает семейные конфликты, а они намного вреднее для детей, особенно когда формируется личность ребенка, это дети-дошкольники.

Если дети видят, что родители постоянно ссорятся страхов у них возникает намного больше. Возникают страхи и ночные кошмары - у мальчиков, страхов перед болезнями, животными, стихиями, и смертью - у девочек. Хотя у тех детей, у которых один родитель тоже появляются страхи. Это связано с тем, что один родитель выполняет 2 функции двух, морально это тяжело, и часто сопровождается нервными срывами.

Собственные фантазии, тоже деятельный компонент развития страха.

Психодинамическая теория личности 3. Фрейда

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя.

И великие люди – не исключение, у них тоже есть свои страхи, подчас состоялись не раньше чем через два дня после его смерти.

Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции. Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам.

Настоящая любовь — это отношение человека к объектам и субъектам окружающей реальности, которые качественно удовлетворяют его человека потребности. К сожалению, сегодня это редкость, и все большее количество цивилизованных людей печально едет по жизни в инвалидной коляске неразделенной любви, которую катит слепая на оба глаза вера, потряхивая облупившейся от старости погремушкой надежды. Может быть, это и так, хотя на самом деле мы собираемся исследовать здесь человека и его психику не просто в неразрывной связи с объективным миром, но, по сути, как нечто единое: Жизнь человека и его психика закономерны в той же степени, в которой закономерен и весь доступный нам мир.

Поэтому наша теория по своей природе противоположна и вере, и любой религии, и близким к ним по духу гуманистической психологии и психотерапии. Мы категорически отказываемся вырывать человека из единой ткани материального мира, равно как и рассматривать его как уникальное и неповторимое в любом отношении высшее творение. Все те самые результаты и принципы точных естественнонаучных исследований, которые, по мнению представителей гуманистической психологии, уже якобы не заслуживают более уважения, составляют основу материалистического естествознания включая научную биологию, медицину и психологию , и подчиненность им на всех включая высшие уровнях функционирования личности составляет основной предмет наших исследований.

Страх, фобии и панические атаки. фобии и страх. Лечение фобий

По мнению же ведущих экзистенциальных психологов именно глубинный страх перед неизбежной смертью лежит в основе всех остальных страхов. К этому парадоксу мы еще вернемся. Идея смерти не передается через знания. Смерть у каждого своя. У страха есть конкретный объект, с этим объектом можно как-то встретиться, проанализировать его, побороться с ним, вытерпеть его, как-то к нему отнестись.

Со страхом жить легче, если знаешь, чего бояться.

З. Фрейд - Введение в психоанализ - Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений. Таким образом, самый первый страх был токсическим. влечения к смерти, которые противостоят этому стремлению и приводят живое к.

Эта примитивная реакция позднее сменяется возведением защитных загрузок механизм фобий. Звонкая фраза, что каждый страх является, собственно говоря, страхом смерти, едва ли заключает в себе какой—нибудь смысл; во всяком случае, она не оправдываема. Мне, наоборот, кажется безусловно правильным отделить страх смерти от страха объекта реальности и от невротического страха либидо. Для психоанализа это очень трудная проблема, так как смерть есть абстрактное понятие негативного содержания, для которого бессознательного соответствия не найти.

Нам знакомо появление страха смерти при двух условиях, вполне, впрочем, аналогичных условиям обычного развития страха: Невротический случай снова может помочь нам понять случай реальный. Это, впрочем, та же ситуация, что стала подосновой первого великого страха рождения и инфантильной тоски страха, — страха разлуки с оберегающей матерью. На основе вышеизложенного страх смерти, как и страх совести, может, следовательно, быть истолкован как переработка страха кастрации.

Оно не может выразить, чего хочет; оно не выработало единой воли.

Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С.

Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см.

Зигмунд ФРЕЙД о смерти. Осознание вины произошло из двойственного чувства по отношению к покойнику, страх смерти - из идентификации с ним.

Вам было бы интересней посетить семинар посвященный теме: Мы по-разному относимся к самому факту смерти, и наше отношение или реакции на это явление влекут за собой различные последствия. Мы не можем себе представить состояние смерти, отсутствие способности, например, думать или смотреть. Отсутствует чувство движения времени; в нашем бессознательном время не работает в хронологическом порядке. Страх смерти Поскольку мы еще не прошли через опыт смерти мы никогда не умирали раньше , и подсознательно смерти для нас не существует, мы не можем испытывать страх смерти как таковой.

Когда мы говорим, что боимся смерти, по Фрейду, мы на самом деле можем опасаться чего-то еще — таких явлений, как одиночество, кастрация, различные неразрешенные конфликты, или же страх смерти может быть вызван чувством вины. Однако, дети без стыда и заззрения совести могут угрожать другим, даже близким людям, возможностью умереть.

Когда кто-то умирает, мы обычно стараемся придать смерти характер случайности, возлагая вину на несчастный случай, возраст, болезни и т. Смерть незнакомцев и врагов Первобытного человека не тяготил факт чужой смерти или убийства тех, кого он ненавидел, он просто следовал своему инстинкту. Смерть близкого Реакцией первобытного человека на смерть близкого стала вера в другие формы существования, духов и т.

Ошибки в воспитании, провоцирующие неврозы, страхи, фобии

Фрейд Запрещение, симптом и страх [3] Симптом и запрещение Фрейд устанавливает различие между симптомом и запрещением. Таким же образом существуют запрещения, происходящие из самонаказания. А более простые запрещения появляются в результате уменьшения психической энергии, например, по причине траура.

Фрейд не считал удачной попытку Ранка доказать отношение фобий Проблема страха смерти интересовала Фрейда в связи с выдвинутым им в 20х.

Идеи Фрейда оказали настолько сильное влияние, что эволюция динамической мысли в огромной степени является эволюцией мысли Фрейда. Я уверен, что, при всей его невероятной интуиции, тема смерти для него оставалась слепым пятном, скрывавшим некоторые очевидные аспекты внутреннего мира человека. Я изложу некоторый материал, иллюстрирующий избегание этой темы Фрейдом в его клинических и теоретических рассуждениях и затем выдвину предположения о причинах этого избегания.

В этой работе обращает на себя внимание ярко проявившееся избирательное игнорирование смерти. В этой книге представлены пять больших случаев, один — Брейера Анны О. В комментариях и дискуссионных разделах фрагментарно сообщается еще о нескольких случаях. Каждый пациент начинает терапию с ярко выраженными симптомами, такими как паралич, анестезии, боли, тики, нервное истощение, навязчивости, ощущения удушья, потеря вкуса и обоняния, речевая дезорганизация, амнезия и т.

Исходя из исследования этих пяти пациентов, Фрейд и Брейер сформулировали этиологию истерии и разработали соответствующую систематическую терапию.

Страх смерти. Как побороть, победить страх? Психолог, арт-терапевт Яна Агоева